Отчет
о проведении мониторинга коррупционных рисков
в администрации Бородинского сельского поселения Дмитровского района
Орловской области
за 2023 год
2024 год
Основания подготовки отчета
о проведении мониторинга коррупционных рисков
в Администрации Бородинского сельского поселения
В соответствии с Порядком мониторинга коррупционных рисков в администрации Бородинского сельского поселения Дмитровского района Орловской области, утвержденным постановлением Администрации Бородинского сельского поселения от 10.04.2020 года № 13 «О мониторинге коррупционных рисков в администрации Бородинского сельского поселения Дмитровского района Орловской области» для определения перечня должностей, которые в наибольшей степени подвержены риску коррупции, проведен мониторинг коррупционных рисков за 2023 год.
Мониторинг коррупционных рисков позволяет определить сферы муниципального управления и перечень должностей, в наибольшей степени подверженных риску коррупции. Под коррупционными рисками понимается возможность совершать коррупционные действия в процессе работы сотрудниками Администрации Бородинского сельского поселения.
В целях принятия мер, направленных на повышение эффективности антикоррупционной работы в Бородинском сельском поселении, и во исполнение Плана противодействия коррупции на 2023 год на территории Бородинского сельского поселения, утвержденного постановлением от 27.12.2022 № 25, для определения сфер управления и перечня должностей в Администрации Бородинского сельского поселения, в наибольшей степени подверженных риску коррупции, проанализирована информация, полученная в результате изучения:
- данных антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Администрации Бородинского сельского поселения и их проектов за отчетный период;
- анализа жалоб и обращений граждан на наличие сведений о фактах коррупции в Администрации Бородинского сельского поселения;
- данных анализа материалов, размещенных в средствах массовой информации, о фактах коррупции;
- результатов проведенной работы по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются лица, замещающие должности муниципальной службы, и принятых мерах по их предотвращению;
- итогов рассмотрения вопросов правоприменительной практики, по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействующими (недействительными) правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Администрации Бородинского сельского поселения, подведомственного учреждения и их должностных лиц, и принятых мер;
- статистического наблюдения за уровнем регистрируемых коррупционных правонарушений;
- данных мониторинга восприятия уровня коррупции в органах местного самоуправления Бородинского сельского поселения.
Данные антикоррупционной экспертизы утвержденных НПА
в Администрации Бородинского сельского поселения
и проектов НПА за 2023 год
Во исполнение требований Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Плана противодействия коррупции на 2023 год на территории Бородинского сельского поселения антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов) Администрации Бородинского сельского поселения (далее – Администрация) осуществляется в соответствии с порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов) нормативных правовых актов) Администрации Бородинского сельского поселения, утвержденным постановлением Администрации от 29.12.2020 №29 .
Антикоррупционная экспертиза проектов НПА проводится в соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
В 2023 года проведена антикоррупционная экспертиза 25 проектов НПА. Наличия коррупциогенных факторов в проектах выявлено не было.
Итоги экспертизы жалоб и обращений граждан о фактах коррупции
в Администрации
Рассмотрение обращений граждан и организаций о фактах коррупции в Администрации осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В 2023 году в Администрацию обращений в отношении муниципальных служащих о возможных фактах коррупционной направленности не поступало.
Итоги анализа материалов, размещенных в средствах массовой информации, о фактах коррупции в органах местного самоуправления
Бородинского сельского поселения
В средствах массовой информации в 2023 году информация в отношении муниципальных служащих Администрации по фактам коррупции не опубликовывалась.
Итоги проведенной работы по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются лица, замещающие муниципальные должности в Администрации
и принятые меры по их предотвращению
В рамках обеспечения правовой регламентации работы по выявлению случаев несоблюдения требований по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, в Администрации было утверждено постановление от 26.12.2019 года № 35 «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Бородинского сельского поселения Дмитровского района Орловской области и урегулированию конфликта интересов», в соответствии с которым сформирована и осуществляет деятельность комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В отчетном периоде, в Администрации проверки соблюдения муниципальными служащими установленных ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, не проводились ввиду отсутствия оснований для их проведения. Фактов несоблюдения требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов не установлено.
Уведомлений о фактах обращения в целях склонения муниципальных служащих Администрации к совершению коррупционного правонарушения не поступало.
В 2023 году уведомлений о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей от муниципальных служащих Администрации не поступало.
Итоги рассмотрения вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Администрации, подведомственного учреждения и их должностных лиц, и принятые меры
Специалистом Администрации систематически осуществляется:
- изучение сложившейся правоприменительной практики рассмотрения судебными органами различных инстанций дел о признании незаконными решений и действий (бездействия);
- проведение правовой экспертизы проектов решений органов местного самоуправления.
В отчетном периоде Администрацией обеспечено рассмотрение вопроса правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Администрации, подведомственного учреждения и их должностных лиц на заседании комиссии по противодействию коррупции в Бородинском сельском поселении.
В текущем году решений о признании недействительными муниципальных правовых актов Администрации не поступало.
Администрацией проводятся мероприятия по предупреждению причин принятия решений, которые в дальнейшем обжалуются заявителями в судебном порядке и по которым могут быть приняты судебные решения о признании их недействительными, в том числе проводится анализ норм действующего законодательства и судебной практики.
В целях усиления контроля за обеспечением представления интересов Администрации в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, повышения эффективности работы Администрации при осуществлении защиты интересов Администрации в судах, приняты следующие меры:
- ведется база учета судебных дел, поступающих в Администрацию;
- в целях осуществления должного контроля за разрешением споров, которые являются наиболее проблемными, в Администрации ведется соответствующий реестр дел, где требуется контроль.
Статистическое наблюдение за уровнем регистрируемых коррупционных
правонарушений в отношении муниципальных служащих Администрации
Правонарушений коррупционной направленности, совершенных должностными лицами Администрации, правоохранительными органами не регистрировались. Уголовных дел данной категории в отношении муниципальных служащих Администрации в 2023 году не зарегистрировано.
Итоги мониторинга восприятия уровня коррупции
на территории Бородинского сельского поселения
Администрацией проведено мероприятие антикоррупционной направленности, соответствующее национальной стратегии противодействия коррупции, в которой одной из необходимых для принятия мер обозначено требование организовать проведение социологических опросов среди всех социальных слоев населения. Проведение периодических социологических опросов является действенным инструментом для определения объективного уровня коррумпированности в регионах, отслеживания эффективности принимаемых антикоррупционных мер, а также разработки и корректировки плана мероприятий по противодействию коррупции.
В социологическом опросе приняли участие 30 человек, из них 2 физических лица, занимающих руководящие должности в коммерческих юридических лицах, проживающих на территории Бородинского сельского поселения, либо осуществляющих коммерческую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей на территории поселения. Для повышения результативности исследования было сформировано квотное распределение респондентов по социально-демографическим характеристикам.
С учетом квотного распределения было опрошено 59% женщин, 42 % мужчин в возрасте от 18 и старше 60 лет. В ходе исследования респондентам было предложено уточнить, что именно они понимают под словом «коррупция». В общественном мнении нет единого представления, что такое коррупция, что подтверждает многовариантность проявления данного явления.
В ходе социологических исследований (отмечалось несколько вариантов ответов) было выявлено, что:
- понятие «коррупция» большинство опрошенных (75 %) формулирует как «использование бюджетных средств в личных целях»;
- 44 % опрошенных — как «взяточничество» и «использование должностного положения в личных, корыстных интересах»;
- 30 % опрошенных - как «вымогательство»;
8 % опрошенных затрудняются ответить.
85 % респондентов считают, что в поселении коррупция отсутствует;
78 % респондентов заявили, что взяток не давали;
83 % не приходилось попадать в коррупционную ситуацию.
Причинами дачи взятки должностному лицу, в большинстве опрошенных, послужило отсутствие времени или возможности для решения проблемы законным путем.
Степень доверия к органам местного самоуправления со стороны граждан, проживающих на территории Бородинского сельского поселения, оценивается в 9 баллов из 10.
Сферы деятельности органов местного самоуправления Бородинского сельского поселения, в наибольшей степени подверженные риску коррупции
Мониторинг коррупционных рисков в Администрации за 2023 год позволил определить сферы муниципального управления, в наибольшей степени подверженных риску коррупции, перечень должностей, в наибольшей степени подверженных риску коррупции, а также предложения о ликвидации (нейтрализации) коррупционных рисков.
Сферы муниципального управления, в наибольшей степени подверженных риску коррупции:
- предоставление муниципальных услуг;
- осуществление контрольных функций;
- планирование и использование бюджетных средств;
- управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Перечень должностей муниципальной службы Администрации, в наибольшей степени подверженных риску коррупции:
- глава поселения.
Информация о функциях, входящих в должностные обязанности лиц, замещающих должности муниципальной службы Администрации, исполнение которых связано с риском коррупции
Вероятность риска коррупции существует при исполнении лицами, замещающими должности муниципальной службы Администрации, отвечающих следующим критериям:
- осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями организационно-распорядительных, кадровых или административно-хозяйственных функций;
- осуществление контрольных и надзорных мероприятий;
- предоставление муниципальных услуг гражданам;
- подготовку и принятие решений о распределении бюджетных средств, субсидий, межбюджетных трансфертов;
- подготовку и принятие решений по выдаче разрешений;
- подготовку и (или) принятие решений, связанных с осуществлением муниципальных закупок;
- подготовку и (или) принятие решений по программам, предусматривающим выделение бюджетных средств;
- подготовку и (или) принятие решений, связанных с назначением на коррупционно опасные должности:
Предложения по минимизации (нейтрализации) коррупционных рисков
В целях повышения эффективности мероприятий по противодействию коррупции в Администрации, минимизации (нейтрализации) коррупционных рисков необходимо:
1. Информировать население о возможности использования телефона Администрации размещенного на официальном сайте Администрации при возникновении фактов коррупционного поведения со стороны муниципальных служащих.
2. Привести в соответствие регламенты по предоставлению муниципальных услуг с обеспечением соответствующего контроля.
3. Принимать профилактические меры, направленные на недопущение совершения правонарушений со стороны муниципальных служащих при исполнении ими должностных обязанностей, обеспечивать профессиональное становление, развитие и адаптацию к квалифицированному исполнению должностных обязанностей вновь назначенных служащих (в случае назначения).
4. Придавать гласности каждый установленный факт коррупционного правонарушения, допущенный муниципальным служащим.
5. Рассматривать вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления Бородинского сельского поселения.
6. Принимать меры, направленные на предупреждение нарушений, влекущих признание незаконными решений и действий (бездействия) Администрации.
7. Рассматривать и принимать действенные меры по обращениям граждан на действия (бездействие) работников органов местного самоуправления;
8. Проводить антикоррупционное просвещение муниципальных служащих в целях формирования антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости к коррупционному поведению, повышению уровня правосознания и правовой культуры посредством антикоррупционного консультирования, привлечения к участию в обучающих семинарах.
9. Повысить эффективность работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
10. Отчет о проведении мониторинга коррупционных рисков в Администрации за 2022 год довести до сведения муниципальных служащих и служащих Администрации.
11. Рекомендовать комиссии по противодействию коррупции внести предложения по разработке дополнительного комплекса мероприятий по противодействию коррупции в поселении.
12. Разместить настоящий отчет на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Противодействие коррупции»
Ведущий специалист
Бородинского сельского поселения Н. С. Быкова
|